Алексей Глухов: " ’Политика у греков’. Интерпретации Платона«
Ссылка на «политику у греков» помогает молодому профессору Мартину Хайдеггеру скрывать до времени собственные радикальные замыслы. После войны Ханна Арендт ищет опору для суждения о свободе в древнегреческом опыте. Мишель Фуко, казалось бы, избавляет европейскую мысль от бремени эллинского наследия («Мы намного меньше греки, чем думаем»), но в последних лекциях сам неожиданно выступает как комментатор Платона. «Политика у греков» — это девиз европейской мысли, звучащий всякий раз, когда мыслитель примеривается к тому, чтобы бросить вызов режиму настоящего.
Но XX в. недаром называют веком антиплатонизма (А. Бадью). Карл Поппер развенчивает «чары Платона», привлекает его к ответу за преступления тоталитарных режимов. Хайдеггер говорит о «конце философии», не способной больше сопротивляться репрессивному «языку Платона». Если идеальные «греки» вообще — союзники современности, то Платон, скомпрометированный грек, оказывается ее изгоем. Признаком открывающейся ныне новой эпохи мысли можно считать настоятельную необходимость перечитать Платона заново, освободить «политику у греков» от схематизма и догматизма уже даже не классических, а постклассических идеализаций.
В курсе «„Политика у греков“. Интерпретации Платона» планируется провести несколько семинаров о значении «греков» вообще и Платона в частности для философского и политического мышления.
<Текст к вводному занятию>